Вторым
номером программы стал музей транспорта в городе Люцерне. Главный
вид транспорта и даже в чем-то предмет национальной гордости Швейцарии
- железные дороги. В музее представлено все. От действующей модели тоннеля
Готтард с бегающими паровозиками, до огромного зала, демонстрирующего
в натуральную величину достижения Швейцарского паровозостроения, начиная
от экземпляров, изготовленного местными Стефенсонами и братьями Черепановыми
и заканчивая современными красавцами-локомотивами. Многие экземпляры можно
изучить до мельчайших деталей: залезть в яму и пройти под брюхом огромного
железного зверя, потом вылезти у него из … ну скажем, со стороны противоположной
морде и подняться в кабину, где разрешается покрутить ручки, посвистеть
в свисток и подбросить угольку в топку :-).
Здесь
же находятся экспонаты, демонстрирующие различные детали внутреннего устройства
локомотивов. Оказывается, электровоз состоит всего-навсего из огромного электродвигателя,
установленного в плоскости колес безо всяких карданных валов и прочих автомобильных
ужасов. Очень эффектная и эффективная конструкция.
Автомобильный раздел
выглядит несколько бедновато, но ведь Швейцария и не имеет собственного
автомобильного производства. Естественно, присутствует "Ford T", VW Beetle
и еще парочка по-настоящему важных для автомобильной истории экспонатов,
но все равно бледновато. Вот на велосипедном этаже есть все. От первых
деревянных образцов (палка, с двумя колесами от телеги безо всякого руля
и педалей) и до ультрасовременных образцов, изготовленных из каких-то
космических материалов и развивающих космические скорости. Ну и мой экспонат
- где-то посередине.
Неоднозначные ощущения оставил космический раздел. С одной стороны - совершенное игнорирование успехов СССР в деле "освоения космоса", с другой - представленные образцы американской техники, наглядно демонстрируют эти успехи. Рабочий модуль американского корабля "джемини" более всего напоминает собачью будку. Даже у Гагарина было просторнее и больше приборов :-).
Идем дальше. Попадаем в макет международной станции "Альфа". Изнутри кажется, что оказался запертым в шкафу с множеством выдвижных ящиков, почему-то вывернутых внутрь :-). Единственный экспонат - рацион космонавта. Американо-европейский: что-то съестное, минеральная вода, соки, все довольно приятного вида. Русский: два полиэтиленовых пакета "водка" и "настойка рябиновая", икра и корка черного хлеба. Странно, вроде и холодная война давным-давно закончилась. Правда, мы в ней не победили :-(.
Не слишком впечатлил и планетарий. Отличное техническое оснащение, замечательные мягкие и удобные кресла и при этом - абсолютно не связный и поверхностный комментарий, убивающий весь интерес. (Возможно, все было не так уж и плохо, а отрицательные впечатления навеяны жабой, оставшейся после посещения космического раздела :-)
В
авиационном разделе просто тесно. Вроде и много самых разных самолетов, вертолетов
и даже воздушных шаров, но все это сосредоточено на такой маленькой площади,
что рассмотреть ничего не удается.
Хорошо,
что раздел речного и морского транспорта представлен только моделями. С одной
стороны удалось продемонстрировать практически всю историю судостроения, с другой
- избежать скученности авиа-экспозиции. Хотя и здесь есть крупные экспонаты
- модель шлюза с плавающими корабликами и действующий макет (в натуральную величину)
паровой машины колесного парохода. Правда, само колесо с лопастями не поместилось
вместе с машиной и поэтому находится в соседней комнате, но со второго этажа
все видно просто замечательно :-).
Не
знаю, как связан речной и морской транспорт c горными подъемникамии, но
в музее транспорта эти две экспозиции живут в одном корпусе. Алые паруса
и прекрасные женщины с золотыми волосами соседствуют с огромными, густо
смазанными солидолом шестернями и металлическими канатами толщиной с руку
:-). Ну т.е. я тоже согласен, что швейцарские горные железные и канатные
дороги достойны восхищения, но лучше бы им
жить в железнодорожном разделе :-).
И
последний экспонат, как написано в программке: "за отдельную плату"
- полет на воздушном шаре "HiFlyer", который подымается на высоту
150 метров. Оказывается, 150 метров - это очень высоко :-). Хорошо, что
шар привязан к земле веревкой, иначе он мог бы улететь еще дальше .
Ощущения от полета передать очень сложно. Нет рева могучих двигателей,
нет внешних ориентиров, по которым можно судить о высоте и направлении
движения. Просто, вдруг, начинаешь смотреть свысока на людей и машины,
суетящиеся далеко внизу и чувствовать себя почти равным огромным горам,
стоящим вокруг. "Почему люди не птицы, почему они не летают ?"
;